Что такое ИКС сайта и как его увеличить — 3 легких способа.

Ближе к началу сентября 2018 года Яндекс запустил новую технологию — ИКС (Х) или же индикатор качества сайта. Новость об этом событии появилась в блоге для вебмастеров 22 августа. ИКС сайта пришел на смену ТИЦ, то есть тематического индекса цитирования, существовавшего больше 19 лет. Вебмастера уверены в том, что подобные изменения не окажут существенного влияния на ранжирование интернет-ресурсов. Для того чтобы разобраться, так это или нет, нужно изучить механизм работы ИКСа и понять, зачем он в принципе нужен.

Почему Яндекс заменил ТИЦ на ИКС

Представители IT-компании сами дали ответ на этот вопрос, объяснив, что технология ТИЦ попросту устарела. Долгое время для оценки авторитетности и востребованности интернет-ресурса использовался только ссылочный фактор. Чем больше качественных сайтов ссылались на интернет-платформу, тем выше был ее ТИЦ.

Для оценки ТИЦ имело значение только 2 параметра: качество и количество ссылочной массы.

По заявлениям представителей Яндекса, ИКС вычисляется благодаря расширенному алгоритму. Его главным фактором является поведение пользователей на сайте, их заинтересованность представленным на нем контентом. Использование ИКС вместо ТИЦ позволяет определить востребованность ресурса у аудитории, а не у других интернет-площадок.

Реальная причина изменений проста:

ТИЦ не котировался вебмастерами как показатель качества сайта и не отображал полезность ресурса для пользователей. Эта технология перестала быть нужной еще несколько лет назад, поэтому ее замена была ожидаема для всех.

Проблемы ТИЦ

ТИЦ стабильно показывал, насколько часто тот или иной ресурс мелькает на других площадках и позволял устанавливать стоимость ссылок на нем. При этом показатель существенно поднимался лишь в том случае, если сайт цитировался крупными источниками, имеющими схожую или идентичную тематику. Активные ссылки в блогах, в соц. сетях и на форумах не давали такого результата, а ведь именно они показывали заинтересованность пользователей. Но не это было основной проблемой тематического индекса, из-за которой ТИЦ заменили ИКСом.

SEO-мастера начали приобретать ссылки и выдвигать малоинформативные, бесполезные сайты в топ. Подобные ресурсы также использовались для продажи ссылок и выступали в качестве доноров.

Искусственное повышение ТИЦ привело к понижению лояльности пользователей к самой поисковой системе.

Поэтому в 2015 году Яндекс ввел «Минусинск» — специальный алгоритм, вычисляющий ресурсы, которые нагоняют трафик с помощью манипуляций ссылочными массами. Подобные махинации строго карались — сайт на некоторое время попадал в «слепую зону», то есть не продвигался в поисковой выдаче.

В 2017 году Яндекс ввел алгоритм «Королев» и для «сеошников» все стало совсем плохо. Поисковая система начала внедрять нейросети, из-за чего в топ попадали даже те сайты, которые в принципе не имели SEO-ссылок под определенные запросы. В том же году официально перестал функционировать Яндекс.Каталог — единственное место, в котором ТИЦ был основном фактором ранжирования виртуальных площадок. С этого момента вебмастера перестали делать анализ ТИЦ и проверять этот показатель в принципе. Он больше не играл роли в продвижении сайта.

Технология ТИЦ обрастала очевидными минусами постепенно, но по факту она никогда не отображала полезность ресурса для пользователей.

Более того, алгоритм ТИЦа даже в годы своей актуальности не давал молодым сайтам выбиться в топ из-за того, что они мало цитировались на сторонних ресурсах.

Что такое ИКС сайта

Индикатор качества сайта (ИКС) — метрика, отображающая популярность ресурса у аудитории. Показатель складывается из удовлетворенности, лояльности и уровня доверия пользователей к сайту. Представители Яндекса утверждают, что на метрику влияет большое количество параметров. Среди них есть и ссылочная масса, но она менее важна, чем поведенческий фактор.

Показатель ИКС выглядит так же, как и ТИЦ, то есть он представлен в виде цифр: 10, 20, 30 и далее. Максимальное значение изменчиво, но, например, у видеохостинга YouTube индекс качества сайта равен 340 000 (и это явно не предел).

Проверка ИКС доступна уже сейчас и она наглядно показывает, что многие ресурсы, которые в прошлом имели высокий ТИЦ, не соответствуют требованиям нового алгоритма. При высоком индексе цитирования их индикатор качества очень мал. Несмотря на это, некоторая корреляция (взаимосвязь) между двумя этими метриками присутствует.

Как рассчитывается ИКС

Точная формула расчета ИКСа неизвестна и вряд ли появится в ближайшее время. Со стороны Яндекса поступают обтекаемые заявления в духе: «качество ресурса определяется удовлетворенностью аудитории (количеством закрытых вопросов) и ее доверием к площадке». Из этого напрашивается вывод, что ИКС формируется на основе пользовательского поведения. На практике это оказывается не совсем так, но об этом позже.

Один из 100% параметров, использующихся для расчета — размер постоянной аудитории.

Алгоритм по вычислению индикатора качества учитывает ссылки и цитирования ресурса другими площадками, а также наличие данных о сайте на различных сервисах Яндекса. При этом в расчет берутся все варианты, начиная от Дзена и заканчивая Картами. Чем больше информации о ресурсе есть на сервисах поисковой машины, тем выше показатель ИКСа этого самого ресурса.

Пока алгоритмы находятся на стадии бета-тестирования, но уже можно сказать, что формула комплексная и формируется на основе посещаемости, цитируемости, наполненности, навигационной удобности и надежности сайта.

То есть производится как внешняя (ссылочная) оценка, так и внутренняя (контекстная, поведенческая).

Как узнать показатель ИКС для своего сайта


Для того чтобы посмотреть ИКС собственного ресурса можно воспользоваться онлайн-сервисами или Яндекс.Вебмастером. Для применения второго варианта нужно:

  • зайти на страницу «Мои сайты», воспользоваться поисковой строкой при необходимости и посмотреть ИКС (он высветится около доменного имени);
  • перейти в специально созданный раздел ИКС, ввести адрес ресурса и нажать «Найти»;
  • в настройке уведомлений активизировать «Еженедельную сводку по сайту» и указать электронный адрес для писем (данные о показателях площадки, включая индекс качества, будут каждую неделю приходить на почту).

Проверить ИКС своего сайта легче через Вебмастер. Специальные ресурсы больше подходят для того чтобы узнавать показатели конкурентов. В любом случае, сайты для проверки ИКСа легко находятся по соответствующему запросу (пример) и работают по принципу раздела Вебмастера (вводишь ссылку — получаешь результат).

Как узнать показатель ИКС конкурентов

Для этого используется этот инструмент или подобный по функционалу. Он позволяет проверить ИКС сразу нескольких сайтов по списку адресов или поисковому запросу по региону. Таким образом, можно посмотреть показатели конкурентов. Результаты проверки включают в себя:

  • индекс качества для каждого домена;
  • медиану значений;
  • средний показатель по выборке.

Сервис позволяет просматривать предыдущие проверки, вводить нужные адреса вручную, настраивать глубину парсинга. Инструмент дает понимание того, насколько сайт приближен по индексу качества к конкурентам.

Просматривать показатели ИКСа других ресурсов можно через сервисы Вебмастера, но это занимает дольше времени и не дает такого обширного результата.

Влияет ли ИКС на позиции сайта в яндексе

ИКС не влияет на позицию сайта в поисковой выдаче, он лишь отображает его текущее состояние. Индикатор качества позволяет понять, насколько ресурс приближен к топу, востребован у аудитории. Но он не участвует в продвижении сайтов, так как не является алгоритмом.

Велика вероятность того, что индикатор качества сайта будет использоваться для формирования стоимости ссылок на нем, так, как это было с ТИЦ.

Корреляция между ИКСом ресурса и его местом в поисковой выдаче есть, и со временем она станет прослеживаться очевиднее. Это связано с тем, что параметры ранжирования сайтов влияют и на их индексы качества. Например, высокая посещаемость и цитируемость, навигационная удобность одинаково положительно влияют на ИКС площадки и на ее расположение в поисковой выдаче.

Что учитывается при расчете ИКС

Тут, опять же, нужно рассматривать заявления представителей Яндекса и сопоставлять их с исследованиями, проводимыми вебмастерами за небольшой период функционирования ИКСа. Очевидно, что на показатель качества сайта влияют некоторые факторы ранжирования. Представители поисковой машины утверждают, что основной фактор, который коррелирует с ИКСом — поведенческий. Он формируется из следующих показателей:

  • количество отказов;
  • продолжительность посещения ресурса;
  • повторные возвращения на ресурс;
  • прямые заходы;
  • количество просмотренных страниц.

Но, судя по исследованиям, время, проведенное на сайте, не влияет на его индекс качества. Также нет корреляции с глубиной просмотра ресурса и количеством отказов от него.

То есть, некоторые поведенческие факторы не учитываются.

Но повторные возвращения, средняя посещаемость ресурса (ежемесячная и ежедневная) и количество прямых заходов играют роль в формировании индекса качества.

При узнавании ИКСа сайта учитываются данные, которые размещены на различных ресурсах Яндекса. Например, адреса и телефоны компании. Если контактная информация указана, то это уже плюс к индексу качества. На показатель также влияет наличие данных о площадке на Дзене и в Коллекциях.

Положительно сказываются на рейтинге ресурса упоминания в социальных сетях и переходы с них. Такое же влияние оказывает большое количество страниц на сайте и частота обновлений.

Как поднять ИКС сайта


Раньше всех волновало то, как поднять ТИЦ ресурса, но этот вопрос быстро решился с помощью ссылочных махинаций. Теперь с помощью покупки  SEO ссылок накрутить ИКС не получится.

Для поднятия качества сайта нужно в первую очередь улучшить контент и уменьшить количество SEO-ссылок.

Достаточно одной на статью, при том с ресурса с высоким ИКСом, а не ТИЦом.

Помогает ведение активной деятельности в социальных сетях и, соответственно, покупка рекламы в Инстаграме, Вконтакте, Фейсбуке и на Одноклассниках. Важно, чтобы пользователи переходили оттуда и оставались на сайте. У большинства ресурсов с высоким индикатором качества есть активные социальные сети с большой отдачей от аудитории.

Влияют ли ссылки на ИКС

Новые алгоритм учитывает ссылки, но делает это явно иначе. Это можно понять по актуальному рейтингу сайтов с некогда высоким ТИЦ. Ссылки на сайт учитываются в том случае, если они размещены на ресурсах схожей тематики или в социальных сетях. И это при условии того, что ссылки «живые», то есть по ним переходят люди.

Как бесплатно поднять ИКС

Стандартная накрутка ИКС, которую сейчас предлагают многие ресурсы — это неэффективный и небезопасный для сайта вариант, поскольку алгоритмы расчета метрики постоянно обновляются. То есть весь «мертвый» трафик оперативно отслеживается, а те, кто его купил караются по законам Яндекса. Поэтому лучше нагонять живой трафик, делая свой ресурс максимально полезным для пользователей. Для этого нужно:

  • добавлять больше статей;
  • обновлять ресурс чаще (не в ущерб качеству);
  • свести количество неуместной и навязчивой рекламы к минимуму;
  • оптимизировать сам сайт, сделать его удобнее и понятнее для пользователей;
  • использовать больше вставок, легких для восприятия (картинок, видео);
  • размещать информацию о проекте самостоятельно, но исключительно на профильных ресурсах и в соц. сетях;
  • использовать кликабельные заголовки и завлекающие сниппеты вместо изобилия ключевых запросов;
  • подключать push-уведомления на сайте;
  • использовать электронную рассылку.

Последние два способа необходимы для увеличения количества повторных заходов, формирования постоянной аудитории.

При первом заходе на сайт пользователи должны видеть предложения о подписке на пуш-уведомления или оповещения на электронную почту. Это оптимальные рекомендации, которые позволяют органично повысить индекс качества сайта.

Платное поднятие ИКС

Некоторые вебмастера сейчас пытаются увеличить ИКС за деньги. Вопрос только в том, зачем, ведь этот показатель не влияет на ранжирование сайта. Для искусственного увеличения рейтинга можно закупить качественных ссылок с площадок, схожих по тематике. Важно, чтобы у них был высокий индикатор качества. Также следует купить контекстную рекламу, так как без нее ссылки вряд ли будут «работать», нагонять трафик.

Пока нет однозначного понимания, окупятся ли затраты, вложенные в повышение ИКСа, поэтому со всеми покупками лучше повременить.

Как часто будет обновляться значение ИКС

Индикатор качества каждого сайта обновляется раз в месяц. При выявлении нарушений и накруток рейтинг обнуляется.

Выводы

Яндекс будет внедрять новые алгоритмы для оптимизации расчета индекса качества. Пока технология находится на бета-тестировании. Это значит, что какие-то однозначные выводы делать очень рано.

Вкладывать деньги в поднятие рейтинга на данный момент не стоит. Лучше заняться улучшением контента и сайта.

Ссылки больше не являются главным показателем авторитетности площадки, они отошли на 2 план. Поэтому закупка ссылок с сайтов-однодневок перестала иметь всякий смысл.

Загрузка ...